СП "Палауз"
Муниципальное образование сельское поселение «Палауз»

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

с. Палауз
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

 Первая деревянная церковь «Владимирские Пресвятые Богородицы» была построена в 1678 году, когда починок Палауз стал погостом. Простояла эта церковь до 1762 года и была разобрана в связи с ветхостью.

Первая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, согласно челобитной Палаузских крестьян архиепископу Вологодскому и Белозёрскому Симону и документам, содержащимся в летописи церкви была построена в период между 1664 и 1670 годах на возвышенном участке в стороне от шоссе. Дальнее расстояние Палаузского селения от соседних приходов Пыёлдинского и Гагшорского, неудобство путей сообщения, заставило местное население обратиться к епархиальному начальству с просьбой открыть свой причт и построить церковь, которая согласно летописи и была открыта несмотря на малое количество дворов жителей. Она представляла собой небольшую клетскую церковь (15,5 на  5,3 м) с колокольней типа четверик на восьмерик и пятистенным алтарём.

В связи с ветхостью деревянной церкви в 1850 году по благословению Евлампия Епископа Вологодского, по утверждённому им плану и фасаду началось строительство трёхпрестольной одноэтажной церкви с холодным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы (освещён 17 июня 1879 году) в восточной половине, и двумя пределами в западной половине: по правую руку во имя святителя Василея Великого (освещён 7 октября 1863 году) и по левую руку – в честь Фомы Амафунтского (освещён 18 июля 1870 года).история Палаузской церкви имеет своё предание. Старожилы вспоминают: «Хотели построить церковь в Мöдлапöле, но кто-то ночью брёвна перевёз на то место, где сейчас стоит церковь». Это самое красивое и высокое место в деревне. Такое предание предназначено для того, чтобы ещё раз подчеркнуть неслучайность и символичность такого важного акта, как  строительство храма. Где бы он ни возвышался – на  холме или на взгорье у излучины реки или средь села, у тихого озера или на опушке леса, - отныне он всегда играл ведущую роль в облике всей волости и окружающего ландшафта.

Известный учёный, историк архитектуры А.В. Ополовников писал о выборе места для церкви: «Поставлена она так, что, кажется, сдвинь её чуть в сторону – и нарушится пространственная целостность среды, где каждый штрих, каждая линия имеют своё определённое значение. Охватываемое человеческим взором пространство, превращается в микровселенную, где всему есть место – и человеку, в природе, и их связующему звену – искусству».

Посмотрим архитектурный облик церкви. Церковь одноэтажная, трёхчастная прямоугольная в плане, с апсидой полуциркульного очертания. В венчающем храме пятиглавие. Центральная глава покоится на цилиндрическом световом барабане с вытянутыми прямоугольными окнами. Барабан орнаментирован в верхней части рядами плинтовых обломков аркатурным фризом по окружности цилиндра. Боковые главы с восьмериковыми глухими барабанами, сооружены по углам скатов четырёхскатной крыши, покрытойдвумя рядами тёса кровельным железом. Главы луковичные, гранённые увенчанные четырёхконечными железными крестами на полумесяцах.

Северные и южные фасады храма с тремя осями проёмов. Центральная ось с арочным порталом и окно второго света заключены в высокую трёхлопастную нишу с килевидным завершением. Нижние боковые проёмы (оконные) – высокие арочные. Проёмы декорированы плоскими пилястрами с перехватами и архивольтами с килевидным завершением. Окна круглые верхнего света.

Углы храма декорированы огибающими лопатками, обработанными под руст. В завершении храма – фриз из ширинок и карниз простого профиля. Апсида с пятью окнами.

Окна апсиды, трапезной и нижнего яруса колокольни – высокие арочные без отделки. Сохранились оконные решётки с крещатым рисунком звеньев.

Алтарь перекрыт конной. Помещение алтаря объединено с основным объёмом храма при помощи подружной арки. Храм перекрыт восьмилотковым сводом на тропках. Пол из массивных плах. Храм отделён от трапезной стеной с арочным проёмом. На восточной стене трапезной по обе стороны от арочного проёма расположены экседр, выполнявшие роль антарных ниш. В северной части западной стены трапезной расположена арочная ниша, где стояла голландская печь.

Свод притвора – крестовый. В северной стене – узкий проём ведёт к кирпичной лестнице на колокольню. Рядом – глубокий арочный проём ведёт в северную хозяйственную палатку.

Таким образом, здание Палаузской церкви является традиционным по объёму здания церкви с выразительным декором в русском стиле.

Неотъемлемым элементом церковной топографии были часовни – малые безалтарные церкви, которые ставили у дороги, у озера, в дальних концах села.

К Палаузской церкви тоже были приписаны часовни, находившиеся в Катыдпоне, в Шляпкине, в Мöдлапöле (построены в конце 19 века).. к сожалению, названия часовен забыты жителями.

Сведения о священниках Палаузской церкви очень скудны. Одного из последних священников звали Александр Клочков, псаломщика – Алексей Куратов (из Пыёлдина), церковного старосту – Алексей Васильевич Шишкин.

Из воспоминаний Трифановой Фёклы Васильевны мы узнаём, как разрушали церковь. Не старожилы разрушили её, а приезжие из Выльгорта. Сняли колокола – один большой и 7 маленьких. Иконы шли на дрова. Одну из них «Миколу Милостливого» отец отобрал и принёс домой. Это была особо чтимая икона в селе, однако, со временем она пропала, какова её судьба – мы не знаем.

После окончания Гражданской войны содержание храма было целиком возложена на общину. Доходы крестьян от своего крестьянства были невелики, и они часто просто не в состоянии были содержать храм и священника, хотя не отказывались от веры.

Уже более полувека церковь Пресвятой Богородицы стоит пустующая, открытая всем ветрам и нашему равнодушию.

С церковью Рождества Пресвятой Богородицы связаны и престольные праздники.

Одним из обязательных элементов приходской жизни были престольные праздники, в честь которых освещён храм или часовня. В такой день соседи, родственники из ближайших деревень приезжали погостить, от чего их иногда называли «съезжими». Начинался праздник с церковной службы, далее на первый план выходила народная традиция.

В селе Палауз старожилы назвали три престольных праздника. Это Рождество Богородицы (21 сентября), день Василия (1 января) и Тихон день (29 июня). Говоря о праздничной обрядности престольных праздников, старожилы вспоминают, что особо любили Василий лун. Справляли целых 4 дня, в каждой деревне – день: в Катыдпоне, в Мöдлапöле, в Шоре и в Шляпкине. Васильев день продолжал святочную обрядность и был связан с ряжением, праздничными посиделками, играми, гаданиями.

В день рождества Богородицы в коми селениях устраивались женские складчины, потом играли в «Круг», водили хороводы, ходили с песнями по улицам. Молодёжь собиралась в лесу и варила там селянку – картофельную кашу с яйцами, маслом и молоком.

У охотников коми с Рождества Богородицы начиналась массовая охота на боровую дичь в ближних охотничьих угодьях.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie